Кочевая жизнь. Хунны, как повествуют китайские историки, занимались кочевым скотоводством. Необозримые просторы Центральной Азии были наиболее благодатными пастбищами для скота. Хунны меняли пастбища в горизонтальном направлении, точнее говоря, являлись кочевниками, перемещающимися из одного места на другое по равнине (сравните, кыргызы, жившие в горных местностях, летом поднимались на джайлоо, поздней осенью спускались на зимовку, т. е. перемещались в вертикальном направлении — из долин в горы и обратно).

Особое значение для хуннов имело коневодство. Лошади являлись не просто рабочим скотом, но и были неоценимы в военных действиях и на охоте. Ценным питательным продуктом было их мясо и кумыс. Для хуннов, которые перемещались вдоль и поперёк по таким пустыням, как Алашань и Гоби, огромную помощь в качестве рабочего скота оказывали также и верблюды. Как и другие кочевники, хунны разводили овец, коз, яков и коров.

Общество. Основу общества хуннов составляли роды и объединяющие их племена. Расселялись роды там, где были удобные пастбища. Судя по китайским источникам, поселения хуннов назывались «було» (его можно сравнить с кыргызским словом «бюлё» («семья»)). Родственные племена хуннов располагали свои поселения близко друг к другу, образуя сообщества. У этих племен общими были не только их происхождение, но и обряды и обычаи, религиозные понятия и представления, язык. К сохранению обычаев и верований, отличающих одно племя от другого, стремилась и знать, и простые кочевники, воспитанные на преклонении перед традициями.

Общественный строй. В конце III в. до н. э. происходят большие изменения в хуннском обществе. Сохранив многие традиции первобытнообщинного строя, хунны сумели приспособить их к изменившимся условиям жизни.

Например, хунны сохранили деление по родам. Но теперь уже было четыре рода, выделявшихся своим аристократизмом и политическим влиянием. Эти роды во времена Модэ-шаньюя китайские источники называли хойанъ, лань, сюйбу. Сам шаньюй мог быть только выходцем из рода люанъди. Из трех других аристократических родов он мог брать себе жен.

Постепенно у хуннов формируется наследственная знать, которая теперь держит в своих руках богатство и власть, а в III в. до н.э. возникает и государство.

Управление государством хуннов. Китайские источники свидетельствуют, что хунны подразделялись на две части: правое крыло и левое крыло.

Во главе государства стоял шаньюй. Первоначально его избирали старейшины знатнейших родов, впоследствии власть шаньюя стала наследственной. Шаньюй руководил войском во время войн, определял внешнюю политику государства, а также выполнял обязанности верховного жреца: каждый год приносил жертву Тенгри (Небу) и дважды в день совершал официальные поклонения Солнцу и Луне.

До эпохи Модэ правитель племенного союза хуннов носил только титул шаньюй. Судя по записям Сыма Цяня, слово «шаньюй» означало «величавый», или, точнее, «величавый, как Небо».

С возникновением крупной державы, желая подчеркнуть свою самодержавную власть, правитель хуннов прибавил к этому титулу дополнительный эпитет — «Дух, одарённый небом». А в письмах Модэ и его сына Лаошань-шаньюя к китайскому императору даются такие титулы: «Великий шаньюй хуннов, ниспосланный небом .» (Модэ), «Рождённый Небом и Землёй, великий шаньюй хуннов, ниспосланный Солнцем и Луной» (Лаошань).

Здесь китайское словосочетание «Ниспосланный Небом» является дословным переводом термина «Дух Всевышнего». Потому у тюрок, в том числе у кыргызов, небо называли «Кёк», а его хозяина — «Тенир», «Тенгри». Слова «Кёк» и «Тенир» использовались как синонимы.

Императорский титул хуннов «шаньюй — дух Всевышнего» был унаследован тюрками: они называли своего хана «каганом, сотворённым Всевышним».

Начиная с эпохи Модэ, личная власть шаньюя приблизилась к абсолютной. Об этом ярко свидетельствует тот факт, что шаньюй, несчитаясь с мнением Совета старейшин, принял решение об ответе на ультиматум дунху. А вот когда власть шаньюя слабела, то возрастала роль решений Совета старейшин и другой аристократии.

Управлять государством шаньюю помогали 24 человека — старейшины родов и правители областей. Каждый из них имел титул, который передавался по наследству внутри рода. Так, важнейшим титулом был «чжуки-князь»: его обычно носил наследник престола. Поскольку он предводительствовал левым крылом (восточным) то можно сделать вывод, что именно племена восточного крыла играли важнейшую роль в политической истории хуннов. Затем шли «лули-князь», «великий военачальник», «великий дувей», «великий данху». Все они были представителями рода шаньюя и имели свои дружины по 10 тысяч человек.

Страницы: 1 2 3

Концепция генезиса феодализма Фюстеля де Куланжа
Наиболее ярким представителем синтетической школы был Нюма Дени Фюстель де Куланж (1830-1889). Он родился в Париже в семье небогатого бретонского дворянина, морского офицера. Учился в Высшей Нормальной школе у Шеруэля и Вашеро. После защиты докторской диссертации в Париже он с 1860 по 1870 г. занимал должность профессора всеобщей истори ...

Колониальная эра. Индейцы – коренные жители Америки
Сегодня, говоря о Соединенных Штатах Америки, многие представляют себе современное государство с высоким уровнем жизни населения. Но все ли в порядке в этой стране, имеют ли граждане США моральное право быть третейскими судьями в мировых проблемах и безапелляционно судить о состоянии прав человека в других странах? Бросив взгляд на ист ...

Реформы Петра I
Преобразования Петра I затронули фактически все сферы общественной жизни, определив на длительную перспективу пути развития страны. Петровские реформы были направлены на максимальную централизацию управления государством при его решающем влиянии на жизнь всех слоев общества, выразившемся в жесткой регламентации. Новая государственно-адм ...