Как записал китайский историк Фань Е, самые могущественные и авторитетные четыре вельможи (по двое из левого и правого крыла) носили звание «четыре рога» (На востоке «рог» всегда считался признаком счастливой судьбы. Не случайно в историю восточных народов Александр Македонский вошел с прозвищем «Зу-л-Карнайн» — «Двурогий», т.е. «Счастливейший»).

Кроме вельмож, в управлении государством участвовала родовая знать и чиновники, назначаемые центральной властью.

Такой порядок управления государством унаследовали и более поздние тюркские кочевые державы.

Собственность на землю.

Современники писали, что каждый хунн, «обладая отдельным отрезком земли, перекочёвывал с одного места на другое, выбирая богатое травой и водой пастбище». Личной собственности на землю, конечно же, не было ни в империи хуннов, ни в более поздних тюрко-монгольских кочевых государствах.

Но и общественная (родовая и племенная) собственность на землю, начиная с Модэ-шаньюя, практически исчезает: с этих пор земля является государственной собственностью. Слова Модэ-шаньюя «Земля — основа государства» стали важнейшим принципом отношения к земле и у хуннов, и у их исторических наследников — кочевых центральноазиатских тюркских народов.

Как глава государства, шаньюй раздавал право управления отдельными землями своим сыновьям, родственникам, доверенным лицам, знати могущественных родов. А они, в свою очередь, раздавали эти владения небольшими частями уже местной знати, которая делила свои участки на еще более мелкие части и раздавала их своим подчиненным. И, наконец, простым кочевникам доставалось в наследство только право перекочёвки с одного пастбища на другое. Такой системы использования пастбищ кочевые державы придерживались веками.

Хунны и закон.

Правила общественной жизни древних хуннов переходили из поколения в поколение и основывались на адате — обычае, обычном праве. Для китайцев «их законы казались простыми и легко выполнимыми». Лица, совершившие тяжкие преступления, карались смертной казнью. За мелкие преступления выжигали клеймо на лицах. Судьба тех, кто был осуждён, решалась в течение десяти дней.Вместе с вором наказывалась вся его семья, их семейное имущество конфисковывалось.

В эпоху усиления власти шаньюя появились законы, защищавшие государственные интересы. Например, те, кто нарушал воинскую дисциплину, опаздывал к началу военных действий, или совершал другие поступки, направленные против интересов государства хуннов, наказывались смертной казнью.

Важную роль в жизни хуннов занимало ремесло. Были хорошо развиты такие виды ремесел, сырье для которых давало основное занятие хуннов — скотоводство — выделка кожи, шитьё удобной кожаной обуви, изготовление вещей из рога, кости. Находила широкое применение овечья, верблюжья, козья шерсть. В 1924 г., во время путешествия П. К. Козлова, на территории Монголии в местности Ноин-Ула было найдено захоронение аристократов — хуннов. Среди вещей при раскопках кладбища Ноин-Ула были найдены белая кошма и ширдак - орнаментированный войлок. Кроме орнамента на них были нанесены рисунки животных в движении. Орнаменты хуннов были заимствованы другими тюркскими народами, в их числе кыргызами, при ткании ковров, украшении ширдаков и войлоков, вышивке.

Хунны преимущественно жили в юртах. Эти юрты, напоминавшие своей формой перевёрнутую вверх дном пиалу, были очень удобны при перекочёвке с одного пастбища на другое.

Но, занимая огромные территории, хунны включили в свой состав племена и народности, проживающие в разных природных условиях. Поэтому часть хуннского населения проживала в землянках и домах, сделанных из брёвен.

Сами хунны, являющиеся представителями кочевой цивилизации Центральной Азии, также постепенно начали осваивать традицию строительства домов и городов.

Древние хунны хорошо усвоили гончарное дело. Гончарные изделия — посуда для хранения зерна, воды, молока, кумыса, блюда, глиняные горшки, корчаги — лепились не только вручную, но и изготавливались на гончарном круге.

В ремесле хуннов особое место занимало ювелирное дело. Они умели оправлять драгоценные камни в золото и серебро, в совершенстве освоили чеканку, могли выгравировать рисунок или орнамент на серебряной поверхности.

Жизненно важной отраслью хозяйства хуннов было искусство литья металла. Они плавили железо, ковали из горячего металла наконечники стрел и копий, различные виды оружия, необходимые для повседневной жизни вещи. Было широко распространено литьё изделий из бронзы.

Страницы: 1 2 3

Чинопроизводство.
Перевод в каждый следующий чин обусловливался пребыванием в предыдущем определенное число лет, которое могло быть сокращено за отличия по службе. До 1856 сроки службы в каждом чине были различны для лиц разного социального происхождения и подразделялись на 3 разряда. Наиболее льготные условия чинопроизводства (по 1-му разряду) предостав ...

Внешняя политика
Во внешнеполитической деятельности киевских князей отчетливо просматриваются три основных направления. 1. Развитие торговых и дипломатических отношений с Византией. 2. Охрана торговых путей, ведших к зарубежным рынкам. 3. Защита территории от степных кочевников. Усиление Руси, превращавшейся в крупнейшее государство Европы, беспокои ...

Новый этап в жизни поэта
Всегда он страстно желал оставить всякого рода служебные обязанности, освободиться от всего и отдаться музыке творчества, поэзии. Судя по всему, ему по душе был тихий сельский образ жизни, глубокое погружение в литературную работу вблизи природы, постоянный контакт с ней. Даже смолоду, после окончания Университетского пансиона, он просл ...