Таким образом, эра гетмана П.Сагайдачного вошла в отечественную историю как время, когда был поднят престиж украинского казачества, вышедшего на первое место в общественной жизни вместо шляхты, которая постепенно утрачивала роль ведущего сословия из-за своего ополячивания и измены материнской церкви.

Сагайдачный поднял роль Киева как культурного и религиозного центра Украины.

Освященные православные владыки утверждали в верующих убеждение в том, что казацкий Киев является наследником славы княжьего Киева.

Таким образом устанавливалась идея преемственности исторического процесса от Руси-Украины к будущей гетманской украинской державе. Гетман своей деятельностью утверждал идею соборности Украины, объединения ее земель в единый национальный организм.

Вполне закономерно, что польские лидеры после П.Сагайдачного в основу оценки деятельности последующих украинских гетманов положили его жизнь и достижения.

Одним из первых, кого за масштабность мышления и размах военного и державотворческого талантов поставили рядом с Сагайдачным, был Б.Хмельницкий – основатель гетманского украинского государства.

Удивительная смелость, быстрота и разрушительная сила казацких походов на Крым и Турцию превосходят любые описания и могут быть объяснимы только тем, что во главе казаков стоял такой гениальный вожак, как Петр Конашевич-Сагайдачный,- писал историк Д.Яворницкий.

Первую треть семнадцатого столетия в истории казацкого построения государства можно рассматривать как борьбу за автономию. И в этой связи важной является фигура П.Конашевича-Сагайдачного, который, став гетманом, вел очень активную дипломатическую работу относительно Речи Посполитой.

Жизненный путь гетмана прошел через классы Острожской академии, Запорожскую Сечь, военные походы во время Смуты в московское государство и морские походы на Кафу.

Внешнеполитический курс Сагайдачного можно определить как поиск компромисса с одним из сильнейших в то время европейских государств – Речью Посполитой.

Ради этого он поддерживал военно-политические акции, проводимые Польшей, воюя то с Москвой, то с Оттоманской Портой.

По требованию польских властей он пошел на очень непопулярный тогда среди казаков шаг, сократив количество реестра до трех тысяч, признал право короля утверждать казацкую старшину и др.

Но идя на такие существенные и непопулярные поступки, гетман достиг многого в консолидации украинской нации на пути утверждения ее государственности. Именно он объединил военную силу казачества с политически слабой церковной и культурной верхушкой Украины.

[1] Грушевский М. История Украины. -К.: Левада, 1996.- 696 с.

[2] Субтельный О. История Украины.- К.: Лебедь, 1994.- 736 с.

[3] Сюндюков И., Махун С. Счастливый вождь казацкий // Рыночная площадь. - 2002.- № 46.

[4] Аблицов В. Гетманат.//Голос Украины. - 2 ноября 2002 г.

[5] .Мирончик В.Д., Игошкин Г.С. История Украины, К.:МАУП, 2002.-С. 31-33.

[6] Аркас Н. В. История Украины – Руси. – К.: Либедь, 1996 .- С. 354.

[7]Грабовський С. И Нариси з історіі українського державотворення. - К.: Генеза, 1995. – С.153.

[8] Иванов П.И. Петр Конашевич – Сагайдачный // Ураинский исторический журнал .- 1993.- №5.-С.43.

[9] Мирончик В.Д., Игошкин Г.С. История Украины.-К.: МАУП, 2002. – С.167.

[10] Аблицов В. Гетманат.//Голос Украины. - 2 ноября .-2002 г. С. 8.

[11] . Аблицов В.Гетманат.//Голос Украины.-2 ноября 2002.- С.8

[12] Там же. С.8-9.

[13] Мельничук Я.Д. Казацкие вожаки и гетманы Украины. - Львов, 1991.-С 32.

[14] Там же С.35.

[15] Аблицов В. Гетманат.//Голос Украины. - 2 ноября .-2002 г.

[16] Смолий В.А. Владельцы гетманской булавы. К.:Варта, 1994.-С.231-232.

[17] Там же.- С. 238.

[18]Там же.-С.239-240.

[19] . Мельничук Я.,Карабин Б. Казацкие вожаки и гетманы Украины. Львов,1991.-С. 112.

[20] Там же.-С.114-116

[21] Там же.-С.119.

[22] История Украинской СССР: В 10-томах т.3. / Под ред.Ю.Ю. Кондуфора. – Киев: Наукова Думка, 1983. – С.231.

[23] Субтельный О. История Украины.- К.: Лебедь, 1994.- С.357.

[24] Мельничук Я.Д. Казацкие вожаки и гетманы Украины ю-Львов .: Украина,1991.- С. 64.

[25] Смолий В.А. Владельцы гетманской булавы. -К.: Варта.- 1994.- С.323-324.

[26] Там же.-С. 328.

[27] . Аблицов В.Гетманат //Голос УКраины.-2 ноября 2002. -С.8.

[28] Там же.-С.8-9

[29] . Аблицов В.Гетманат //Голос УКраины.-2 ноября 2002. С.8.

[30] . Сюндюков И.,Махун С. Счастливый вождь казацкий // Рыночная площадь.-2002.№46.-С.13.

Законы Хаммурапи
Правление царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, притупил к ней в самом начале своего правления. Первая кодификация была создана на втором году правления; это был год, когда царь “установил право стране”. Данная кодификация, к с ...

Культура Португалии
Культура Португалии также обширна своими традициями и праздниками, к которым с уважением относится каждый португалец. Португальцы любят праздники со страстью, доступной немногим народам мира. Поводами для торжеств могут служить поминовение бесчисленных святых, паломничество, ярмарка. На севере страны любой самый маленький поселок имеет ...

Крестьянское движение на Смоленщине после отмены крепостного прав. Ответ смоленских крестьян на реформу
После того, как смоленским крестьянам прочитали царский манифест и познакомили с «Положением 19 февраля 1861 года», они пришли в недоумение. Не такой воли они ждали. Крестьяне не поверили, что такое положение подписал их царь. Они думали, что Александр II хочет блага народу, а помещики и чиновники скрыли настоящий манифест. Крестьянские ...