Одежда и мода эпохи средневековьяСтраница 6
Большим разнообразием в готический период отличались и головные уборы средневековых мужчин. Типичным головным убором был капюшон, пришивавшийся к плащу, куртке, а иногда одевавшийся отдельно от плаща. В ХШ в. появился мужской чепец из белой материи - бегуин, как правило, его одевали под верхний головной убор. В народе же такой чепец вплоть до ХУ1 в. носили как вполне самостоятельный головной убор. Модным головным убором Х1У в. был также шаперон. Он состоял из одного или двух длинных кусков ткани, которые укладывали вокруг головы в виде тюрбана. И, наконец, в гардеробе мужчин позднего Средневековья имелись фетровые шляпы конической формы, с расширенной тульей и полями.
Женский костюм ХШ в. сохранил элементы одежды предшествующего времени (Например, камизу (или шенс). Но в ХШ в. на смену блио приходит новое верхнее платье - котта. Котта готического времени имела узкий верх (обуживание платья сверху до талии стало основной тенденцией ХШ-ХIV вв.), зашнурованный сзади либо сбоку (либо с первой половины ХIV в. застегнутый на ряды пуговиц, в связи с чем платье прилегало так тесно, что женщина едва могла двигаться), широкую (за счет вшитых боковых клиньев) юбку и удлинненные узкие рукава. Рукава могли быть завязаны снизу узлом, чтобы не волочить их по земле; могли иметь пришитую от локтя длинную декоративную полоску ткани, свисающую к полу. С ХШ в. талия платья стала удлиненной, юбка имела шлейф до 6-8 м. Церковь тут же объявила шлейфы “дьявольскими хвостами”. Шлейфы продержались в моде до ХУ1 в. Силуэт дамской фигуры приобрел “S” - образное положение (о котором авторы Х1Х в. ошибочно полагали, что это следствие тесной одежды) с характерным жестом рук перед животом. Знатные женщины ХШ в. поверх прилегающего платья-котты часто надевали еще верхнюю одежду - длинное до пят сюрко, украшенное длинным шлейфом. К Х1У в. в моду вошло безрукавное сюрко, обшитое по вырезу и по огромным проймам мехом. Это платье было принадлежностью знати. В Х1У в. оно укоротилось до бедер и превратилось в одежду типа душегреи (или безрукавки). С ХIV в. на женском платье появляется декольте - вырез, обнажавший верхнюю часть груди и частично плечи. К традиционной (наиболее консервативной) верхней женской одежде относился плащ, сшитый из суконной ткани и подшитый материей другого цвета либо мехом. В средние века мех считался самой красивой отделкой и в этом качестве ценился больше, чем золото и драгоценные камни. Получили распространение два типа плаща - открытый спереди или сбоку, завязанный шнурком, и так называемый гарнаш типа пончо. Женская обувь готического времени имела вытянутый (но без мужской вычурности) носок. Обязательным головным убором замужней женщины стал барбет - небольшая косынка, закрывавшая подбородок, концы которой завязывались на голове. При выходе на улицу поверх барбета обычно накидывали покрывало. В ХШ-Х1У вв. носили также омюз - головной убор, похожий на разрезанный спереди капюшон, с концами, завязанными вокруг шеи. Чаще его носили горожанки. Еще одним головным убором этого типа был горж, характерный не только для ХШ-Х1У вв., но и для ХУ в. Его носили женщины всех слоев населения - и простые горожанки, и герцогини. Он напоминал сшитую из ткани трубу, расширенную по краям, с разрезом сзади. Часто поверх платков надевали модное головное украшение - обруч, иногда имевший над ушами круглые щитки, так называемые темплет. Модная шляпа этого времени - высокая фетровая туре. И, наконец, во времена поздней готики (с Х1У в.) удлиненный силуэт женской фигуры подчеркивался высокими конусообразными колпаками (или чепцами в виде “сахарных голов”) - энненами. Как головной убор, эннен продержался в моде около 100 лет и особенно полюбился бургундским дамам. Делали эннены из жесткой бумаги (картона) или подкрахмаленного льна, а поверх основы натягивали шелк или другую дорогую материю. К эннену прикреплялась вуаль, которая иногда закрывала лицо. Как правило, эннены (как и шлейфы) имели разную высоту: чем знатнее была дама, тем выше был ее эннен. Например, принцессы носили эннены высотой в метр. Придворные дамы имели право одеть колпак до 50-60 см. Мужчины в сравнении с такими дамами, одетыми в эннены, казались малорослыми, и чтобы казаться выше, они также придумали себе шляпы в виде “сахарных голов”. Знатные дамы и девушки перед тем, как выйти на люди свои лица гримировали - применяли макияж, притом весьма грубый, ибо выйти без румян считалось неприличным. Не отставали от дам и кавалеры. Так, парижские щеголи ХШ в. выщипывали брови, пудрили лицо, держали руки в молоке и душились.
История возникновения Ташкента
Уже давно сказано, что город необходимо изучать не только по письменным источникам, но и привлекая всю совокупность его материальных проявлений прежде всего. Археологические изыскания дали ученым большой материал. Комплексный метод применялся и при изучении Ташкента. Скудные данные письменных источников пополнялись археологическими, ист ...
Основная часть. Общая характеристика смутного времени
Общая характеристика эпохи. События начала ХVII в. фактически представляли собой гражданскую войну, в которой одна часть общества, достаточно разнородная по своему социальному составу (служилые люди "по отечеству" и "по прибору" южных и юго-западных районов, посадские, казачество, беглые холопы, крестьяне и даже пред ...
Социальные корни раскола
Церковный собор 1666-1667 гг. стал поворотным пунктом в истории раскола. В результате решений собора разрыв между господствующей церковью и раскольниками стал окончательным и необратимым. После собора движение раскола приобрело массовый характер. Далеко не случайно этот этап совпал с массовыми народными выступлениями на Дону, в Поволжье ...