Одежда и мода эпохи средневековьяСтраница 1
До ХП-ХШ вв. одежда была весьма однообразной. Платье знати и простолюдинов почти не различалось по покрою и внешнему виду. Социальные различия в одежде проявлялись главным образом в качестве ткани и драгоценности отделки, а не в форме костюма, поскольку покрой всех одежд был прост и примитивен. В раннем Средневековье (У-1Х вв.) преобладали накладные одежды. Существенных различий не было и в одежде мужчин и женщин. И те, и другие носили длинные, до колен, рубахи-туники (камизы), поверх которых надевались туники из более плотной ткани, спускавшиеся несколько ниже пояса - блио. Верхней одеждой был плащ - простой кусок ткани, который одевался мужчинами через плечо, а женщины накидывали плащ на плечи. В раннем Средневековье как для сеньора, так и для его крестьян ткани и сама одежда изготавливались обычно в поместье. (Лишь с Х1в. (с развитием городов) появятся цехи портных). До ХП в. ткани выделывали из овечьей шерсти и растительного волокна (преимущественно, льна), затем из этих домотканых тканей - шерсти и льна - шили одежду.
Мужской костюм романского времени состоял из двух туник, надетых друг на друга. Первоначально туники были короткими (до колена); с середины Х1 в. они удлинились до середины икр. Короткие туники носили только крестьяне и молодежь; туника короля доходила до пола. Пожилые люди также избегали носить слишком короткие, а также слишком яркие и узкие одежды. Возрастные отличия в костюме существовали всегда - во все времена и эпохи. Нижняя туника - камиза (или шемиз) изготавливалась из полотна и имела длинные рукава. В некоторой степени камизу можно рассматривать как разновидность белья. Носили камизу с поясом. Верхняя туника мужчин называлась блио (bliaud; от этого слова происходит и наша блуза, либо котта (или шенз); она, как правило, не имела рукавов либо это были короткие широкие рукава из-под которых виднелись рукава камизы. Блио королей и императоров украшалось вышивкой на подоле, рукавах и вороте. Блио едва доходило до колен и напуском нависало над поясом. Как правило, оно было несколько короче и шире нижней туники. Шили блио из более дорогих тканей, нежели камизу. В холодное время года поверх блио мужчины могли одеть рок - своеобразный средневековый жилет, или плащ. На протяжении долгого времени, вплоть до Х1 в., был распространен короткий плащ, типа римского полудаментума (т.е. полукруглый), едва покрывавший верхнюю часть тела. С Х1 в. появился и вошел в моду длинный плащ, доходивший до самой земли. Плащ обыкновенно застегивался на правом плече (или на груди) застежкой-фибулой. Простонародье предпочитало плащ с капюшоном так называемую пенулу. В отличие от греков и римлян мужчины Средневековья обязательно носили штаны - исконно варварскую часть костюма. Они существовали в двух вариантах:
1) брэ - короткие, узкие, но не обтягивающими ногу штаны до щиколотки (первые брэ вообще были простым полотнищем, которое обертывалось вокруг бедер и закреплялись у пояса, позднее брэ несколько удлинились: их стали делать до колен, а потом до лодыжек) со специальными завязками внизу; и 2) шосс или шоссы, - появившиеся с ХП-ХШ вв. штаны в виде чулка-трико, туго обтягивающие ногу. Шосс напоминали современные плотные чулки и натягивались на каждую ногу отдельно. Одевали их поверх брэ и прикрепляли специальными застежками к поясу брэ. Лишь в Х1У в. обе половинки шосс соединились в единый предмет мужского туалета, т.е. штаны современного типа. Шосс носили и женщины. Наиболее модными считались штаны красного цвета. Вообще костюмы для высшего сословия шили обычно из тканей ярких цветов: синих, зеленых, пурпурных, а костюмы простонародья - из тканей более темных расцветок: серых, коричневых, землистых. Каждому цвету в Средневековье придавали особое значение, цвет был символичен (впрочем, символичность была вообще очень характерна для средневековой культуры и повседневности): например, белый цвет символизировал чистоту, веру; черный - скорбь, верность; голубой - нежность. Одежду полностью красного цвета (“цвета крови”), начиная со Средневековья, носили палачи. Платье желтого цвета предпочитали не носить, поскольку этот цвет считался цветом ненависти и измены. Ткани были без узора, одежда украшалась меховой опушкой (использовался мех куницы, выдры, белки, горностая, ласки и др.). Крестьянская одежда обычно состояла из брэ и полотняной камизы с поясом. На некоторых средневековых миниатюрах и горельефах мы можем наблюдать крестьянина в одной камизе, доходившей, как правило, до колен. Своеобразным дополнением мужского костюма были обувь, перчатки, головные уборы. В романский период на ногах обыкновенно носили остроконечные мягкие полусапожки либо башмаки. Первые делались из дубленой кожи и достигали середины икры. Интересно, что они не разделялись на левые и правые. Башмаки не имели твердой подошвы и шили их из цветной кожи, а также ткани. Башмаки, как и полусапожки, имели несколько заостренный клювообразный нос, являвшийся, в сущности, предвестником готической моды. Головными уборами служили капюшоны и конусообразные шапки. Прическа романского времени особенной фантазией не отличалась. Как правило, мужчины подстригали волосы вокруг головы до мочек ушей, впереди была челка. Молодые люди брились, а пожилые носили окладистую бороду, иногда дополнявшуюся усами. С ХI в. стали носить длинные распущенные по плечам волосы. В ХI же веке в употребление вошли перчатки и рукавицы. Во всей видимости, появились они в крестьянском быту и были вызваны необходимостью защитить руки при прополке и жатве. Однако в дальнейшем, постепенно перчатки превратились в предмет роскоши и приобрели символическое значение. Например, войти в церковь в перчатках считалось непристойным; бросить перчатку кому-либо означало выразить свое презрение; пожать руку приятелю, не снимая перчаток - оскорбительно. Кроме того, перчатки были просто незаменимы при средневековой соколиной охоте, во время которой когтистого сокола обычно держали на руке. Перчатки шили из телячьей, оленьей либо овечьей кожи. Пуговиц средневековые перчатки не имели. Они плотно сидели на руке и обычно расширялись к предплечью, покрывая рукава.
Важнейшие памятники педагогической литературы. Поучение Владимира Мономаха
В упомянутых выше сборниках поучений нередко встречаются статьи о воспитании детей. Так, в «Изборнике Святослава» помещено наставление к детям одного греческого придворного и его жены. Широко использовались в этих сборниках рассказы из библии (преимущественно из Ветхого завета), а также отрывки из произведений византийского христианск ...
Самосожжения
Церковный раскол породил смятения в умах. Многие сторонники старых обрядов видели в никоновские преобразования преддверие конца света. Эсхатологические настроения, то есть ожидание кончины мира получили широкое распространение. Верующие ждали пришествие Антихриста, а некоторые шептались, что он уже явился меж людей и творит злодейства. ...
Фонды
Главное богатство Библиотеки Конгресса – ее уникальные по объему и содержанию фонды. На 1998 г. она насчитывали 115 505 695 единиц на 460 языках мира, на множестве различных носителей. Библиотек хранит более 26 млн. книг (включая 5 700, выпущенных до 1500г.), 13 млн. гравюр, фотографий, плакатов, 4 млн. карт, 2 млн. аудиовизуальных мате ...