Вклад М.В. Ломоносова в развитие педагогической мысли. Этапы
педагогической деятельности М.В. Ломоносова, их характеристикаСтраница 1
В январе 1742 г. М.В. Ломоносов подал в академическую канцелярию прошение, в котором напомнил о своих успехах в физике, химии и горнозаводстве и, «выставляя», что он может учить других этим наукам – жаловался, что просьбы его остаются без исполнения. Это прошение было уважено, и уже через несколько дней М.В. Ломоносова назначили адъютантом по физическому классу. Специальным предметом была обозначена химия. Но поскольку в академии действовала учебная часть, включающая гимназию и университет, то молодому ученому было поручено преподавать, кроме химии, физическую географию, минералогию, стихотворство и штиль российского языка. С этого момента М.В. Ломоносов начал заниматься активной педагогической деятельностью. Условно в ней можно выделить несколько этапов.
Самый первый из них приблизительно следует ограничить 1742-1745 гг. Народное просвещение. Разработка учебных пособий на русском языке.
Это этап связан непосредственно с преподавательской работой М.В. Ломоносова. Он сделал вывод, что большинство населения империи неграмотно. Следует открыть ряд школ, централизовать народное просвещение. В отличие от других коллег он не только занимался многогранной научной деятельностью, но и стремился обучать молодых людей из «природных россиян». М.В. Ломоносов отстаивал мысль о том, что все члены Академии наук должны заниматься педагогической деятельностью, вносить посильный вклад в подготовку молодых ученых национальных кадров. С целью популяризации научных знаний он разработал публичных лекций, их должны были начать читать с 1 сентября 1742 года. Сложность, с которой столкнулся М.В. Ломоносов в этот период, состояла в отсутствии учебников на русском языке. Поэтому он начал готовить к изданию учебные пособия по различным предметам. Так, в 1742 году М.В.Ломоносов разработал руководство «Первые основания горной науки, или Горная книжица»; в 1743 году он подготовил «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное».
Объясняя свою кропотливую работу по созданию учебных пособий, М.В.Ломоносов отмечал, что он искренне стремится к распространению в государстве «высоких наук», «чтобы в сынах российских к оным и ревность равномерно умножилась» [1, с.82 ]. Все учебные пособия М.В. Ломоносова широко использовались и в гимназиях, и в университетах.
Второй этап (1745-1749 гг.) связан в основном с методической работой ученого (уже в 1745 году Ломоносов получил должность профессора). Он продолжал активно заниматься педагогической деятельностью. Одновременно с подготовкой учебных пособий М.В. Ломоносов вел разработку лекций для чтения их на русском языке. Занятия с гимназистами и студентами убедили М.В.Ломоносова в необходимости преобразований в учебной части Академии наук. 28 апреля 1746 года он подготовил представление в академическом собрании «о привлечении семинаристов в университет и об увеличении числа учеников гимназии» [1,с 85]. В документе им предложено отобрать студентов из семинарий и обучать их академическим упражнениям.
Инициатива М.В. Ломоносова об отборе способных учеников из монастырских школ, об увеличении числа гимназистов, о широком распространении научных знаний на русском языке не нашла должной поддержки у членов академического собрания, хотя предложение М.В. Ломоносова было уже опробовано на практике. Так, в 1732 и 1735 годах ученики школ и семинарий отбирались для учебы в академии. Предложение М.В. Ломоносова об отборе способных молодых россиян для обучения в академии получило реальное осуществление лишь в 1748 голу, когда синод разрешил выбрать для университета по десять человек из Московской славяно-греко-латинской академии, Новгородской и Александрово-Невской семинарий.
Источники и общая характеристика документа
С начала XIIIв. в обстановке усиления произвола королевской власти и ущемления оставшихся у баронов привилегий, происходит постепенное оформление баронской коалиции, возрастает напряжённость в её отношениях с королём, расширяются её политические требования. Не выступая против централизации в целом, бароны видели возможность охраны своих ...
Основная часть. Общая характеристика смутного времени
Общая характеристика эпохи. События начала ХVII в. фактически представляли собой гражданскую войну, в которой одна часть общества, достаточно разнородная по своему социальному составу (служилые люди "по отечеству" и "по прибору" южных и юго-западных районов, посадские, казачество, беглые холопы, крестьяне и даже пред ...
Воцарение и начало правления
О детстве Екатерины Великой практически ничего не известно. Она родилась 24 апреля 1729 года. Супруга Петра III, урождённая принцесса Ангальт-Цербстская, от природы она одарена была великим умом, сильным характером; напротив, её муж был человек слабый, дурно воспитанный. Не разделяя его удовольствий, Екатерина отдалась чтению и скоро от ...