После принятия христианства в конце Х в. на Руси началось каменное строительство. Первые сооружения такого типа были построены византийскими мастерами. В 989 г. в Киеве была заложена Десятинная церковь Успенской Богородицы. На ее содержание была отпущена десятая часть доходов князя. Во время Батыевого нашествия в 1240 г. она была разрушена. Археологические раскопки и исследование руин этого древнейшего храма Руси, осуществленные М.К. Каргером, помогли выяснить, что это здание площадью около 900 кв. м., увенчаное, по словам летописи, 25 верхами, то есть главами, было грандиозным по замыслу и выполнению. Также многоглавым был Софийский собор в Киеве, сведенный во времена Ярослава Мудрого. Одноименность соборов Киева и Константинополя призвана была утвердить равенство Руси с Византией. Археологические раскопки показали, что храм был окружен крепостной стеной митрополитского замка. Софийский собор - памятник не только зодчества, но и искусства изобразительного. Во внутренних помещениях собора сохранились мозаики, мозаичным был и пол. Много фресок написано на русские сюжеты: изображенная семья Ярослава Мудрого, бытовые сцены - скоморошьи танцы, борьба ряженых, охота на медведя.

В 30-е года XI в. были построены каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. В этом же столетии были построены храмы в Полоцке, Чернигове, Выдубицком и Киево-Печерском монастырях. В Вышгороде под Киевом в честь первых русских святых - князей Бориса и Глеба - возводится грандиозный храм площадью около 600 м2.

Выдающимся достижением зодчества Древней Руси стал Софийский собор в Новгороде (1045-1050), в архитектурном виде которого уже упоминаются некоторые черты будущего новгородского архитектурного стиля. Он значительно строже киевского, имеет пять куполов, расположенных в симметричном порядке, намного могущественнее и строже составлены из местного известняка стены.

В интерьере нет ярких мозаик, а только фрески, но не такие динамические, как в Киеве, и излишек орнаментальных украшений языческой древности с ясно просматриваемым рисунком узлового письма. [1]

Храмы Киевской Руси были не только религиозными сооружениями. В них принимали иностранных послов. В них "сажали на стол" князей, то есть ставили их княжить, береглись казна, библиотека, работали переписчики книг. В храме и возле него собиралось вече из выбранных горожан, а в торговых районах города и в некоторых церквях сохранялись наиболее ценные из товаров, чтобы предотвратить пожары и кражи. В Новгороде в храмах собирались братчини (общества купцов), устраивались громкие банкеты, вокруг храмов объединялись жители улиц или "концов" города.

Столица государства Киев выгодно отличается от других таких же больших городов славян блистательностью его парадных въездов, огромными богатыми площадями и торжищами. Как вспоминают летописи, на Бабьем торжище в Киеве стояли "четыре коня медяны" (медная квадрига коней), привезенные кн. Владимиром из Корсуня, и два антические алтаря. По свидетельству средневекового немецкого хрониста Титмара Мерзебурзкого, в Киеве в начале XI ст. было более чем 400 церквей и 8 торжищ.

Страницы: 1 2 

Зарождение фашизма и нацизма в Европе
Кризис перепроизводства 1929-1933 годов глубоко поразил все отрасли германской экономики. В 1932 году промышленное производство было на 41,5% ниже уровня 1928 года. По многим показателям Германия было отброшена к уровню 80-90х годов XIX века. Резко снизилось и сельскохозяйственное производство. Крайне тяжелым оказались последствия криз ...

Обострение "восточного вопроса"
Русско-турецкая война 1877-1878 гг. - "Восточный вопрос" с момента его - возникновения во второй половине XVIII в. стал одной из центральных проблем в международной политике. Экономическую и политическую слабость Османской империи европейские государства пытались использовать в своих интересах. Турция была вь1годньй" рын ...

"Соловецкое сидение"
На сторону старообрядцев встали некоторые из монастырей, в частности одна из самых почитаемых православных обителей - Соловецкий монастырь. Монахи монастыря, в котором в бытность простым иноком не смог ужиться Никон, не приняли церковных реформ в его бытность патриархом. Когда в монастырь были присланы новопечатные книги, их спрятали, н ...