Начало объединения русских земель. Причины возвышения МосквыСтраница 2
Возвышение Москвы объясняется также целенаправленной, гибкой политикой московских князей, династию которых основал младший сын Александра Невского – Даниил Александрович (1276-1303). При нём быстро росла территория княжества. В состав Москвы входят Коломна, Переславль, из состава Смоленского княжества к Москве был присоединён Можайск. Поскольку Можайск расположен у истоков Москва - реки, а Коломна - у устья, с их присоединением вся река оказалась во владении московских князей. Переяславль-Залеский был одним из богатейших и плодородных районов северо-востока, поэтому его включение в Московское княжество значительно усилило экономический потенциал последнего.
Следующим видным деятелем, при котором московское княжество набирало
силу стал Иван Калита. При нём Москва стала самым богатым княжеством Руси. Отсюда и прозвище князя – «Калита» (“денежная сумма”, “кошель”). Великий князь сумел добиться тесного союза между великокняжеской властью Москвы и церковью. Москва стала религиозным и идеологическим центром Руси. Иван Даниилович был умным, последовательным, хотя и жестоким в достижении своих целей политиком. Получив право сбора дани с русских княжеств и доставки её в Орду, он добился необходимой передышки от ордынских вторжений, давшей возможность поднять экономику и накопить силы для борьбы с общим врагом. При Иване Калите и его сыновьях в подчинение Московскому княжеству вошли Галичское, Угличское, Белозёрское княжества, а также Дмитровские, Костромские, Стародубские земли.
Не менее важное значение в возвышении Москвы, получила победа на Куликовом поле и феодальная война во второй четверти XV в.
Куликовская битва показала силу и мощь Москвы как политического и экономического центра – организатора борьбы за свержение золотоордынского ига и объединение русских земель. Благодаря Куликовской победе был уменьшен размер дани. В Орде было окончательно признано политическое главенство Москвы среди остальных русских княжеств. “ На Куликово поле шли жители из разных русских земель и городов – вернулись же они с битвы как русский народ”[3]
Распри получившие название феодальной войны второй четверти XV в., начались после смерти Василия I. Дело в том, что к концу XIV в. в Московском княжестве образовалось несколько удельных владений, принадлежавших сыновьям Дмитрия Донского, Юрию и Василию I. После смерти брата, Юрий как старший в княжеском роду начал борьбу за великокняжеский престол с племянником Василием II. Затем её продолжили сыновья Юрия, Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Если сначала это столкновение князей ещё можно было объяснить “старинным правом” наследования от брата к брату, то после смерти Юрия в 1434 г. она представляла собой столкновение сторонников и противников государственной централизации. Московский князь выступал за политическую централизацию, Галичский князь представлял силы феодального сепаратизма.
Только после того как московское боярство и церковь окончательно встали на сторону Василия II феодальная война закончилась победой сил централизации. К концу княжения Василия II владения Московского княжества увеличились в 30 раз по сравнению с началом XIV в. В состав Московского княжества вошли Муром, Нижний Новгород и ряд земель на окраинах Руси. О силе великокняжеской власти говорит отказ Василия II принять союз между католической и православной церквами под главенством папы. Выбор главы русской церкви определялся уже в Москве.
Процесс образования Российского государства со столицей в Москве стал необратим.
Духовный мир средневековья
Культура средневековой Западной Европы была пронизана духом христианства. В интеллектуальной жизни главенствующее положение занимала теология, которую считали «царицей» всех наук. ...
Внешняя политика Российской империи начала 20 века. Основные
направления внешней политики
Впервые Россия обратила внимание на Тихий океан в конце XIX века. Очередная русско-турецкая война завершилась вмешательством Великобритании и Германии, вследствие чего геополитическая цель — Проливы — была оттеснена в неопределенную перспективу. Стало очевидно, что Россия вновь "не вписалась" в европейский контекст и не в сост ...
Развитие культуры и просвещения в XVIII веке
Проведенные реформы способствовали и подъему русской культуры края. Казань стала центром просвещения и культуры в регионе.
В 1771 году были открыты два больших медресе – Ахуновское и Апанаевское, а в 1780 году – медресе «Усмания». В Казани жили и творили просветитель М.И. Веревкин (1732–1795), поэты Г.П. Каменев (1772–1803) и Г.Р. Держ ...