Перестройка и возрождение политического плюрализма
1985-1991 гг.Страница 3
"Архитекторы перестройки" предполагали совершенствовать социализм, опираясь на широкие массы трудящихся, интенсификацию экономики на основе достижений научно-технического прогресса. Стержень преобразований виделся ими в "демократизации всех сторон жизни общества", реформировании всех политических институтов. Главным средством демократизации становится гласность.
На XXVII съезде КПСС (февраль-март 1986) Горбачёв заявил: "Принципиальным для нас является вопрос о расширении гласности. Это вопрос политический. Без гласности нет и не может быть демократизма, политического творчества масс, их участия в управлении". [3]
Средства массовой информации стали получать больше свободы в описании существующих проблем. Сменились главные редакторы в ряде газет и журналов, впоследствии выступавших наиболее оппозиционно ("Новый мир", "Московские новости", "Аргументы и факты"). С конца 1986 года стали публиковаться запрещённые прежде литературные произведения, показываться лежавшие на полках фильмы (первым из них стал фильм Тенгиза Абуладзе "Покаяние").
В мае 1986 года открылся V съезд Союза кинематографистов СССР, на котором неожиданно было переизбрано все правление Союза. По этому сценарию впоследствии произошли перемены и в других творческих союзах.
4 сентября 1986 года Главлит СССР издал приказ № 29с, в котором цензорам было дано указание сосредоточить внимание на вопросах, связанных с охраной государственных и военных тайн в печати, и информировать партийные органы только о существенных нарушениях в идеологической сфере.
Постановлением ЦК КПСС от 25 сентября 1986 года было принято решение прекратить глушение передач одних зарубежных радиостанций ("Голос Америки", "Би-би-си") и усилить глушение других ("Свобода", "Немецкая волна").23 мая 1987 года в Советском Союзе окончательно прекратили глушить радиопрограммы "Голоса Америки" и некоторых других западных радиостанций. Полностью глушение зарубежных радиостанций в СССР было прекращено с 30 ноября 1988 года. [4]
В 1987 году приступила к работе Межведомственная комиссия, возглавляемая Главлитом СССР, которая начала пересмотр изданий с целью передачи их из отделов специального хранения в "открытые" фонды.
Политика, начало которой положил XXVII съезд, впервые была названа "перестройкой" в июне 1986 года. [5]Теперь она включала в себя не только первоначально провозглашавшееся ускорение экономического развития страны, но и более глубокие хозяйственные, политические и социальные реформы. Новая терминология отражала глубокий и всесторонний характер начавшихся перемен.
Поначалу гласность понималась лишь как обычная пропагандистская кампания "по расширению критики и самокритики". Постепенно критика стала выходить за дозволенные рамки. Теперь она охватывала не только отдельные недостатки, но и пороки системы. Центр политической жизни от партийных структур перемещается к общественному мнению, нарождающимся "неформалам".
В декабре 1986 года из ссылки в Горьком были освобождены А.Д. Сахаров и его жена Е.Г. Боннэр. В феврале 1987 года были освобождены из заключения в порядке помилования 140 диссидентов. Они немедленно включились в общественную жизнь. Разрозненное, малочисленное диссидентское движение, закончившее своё активное существование в 1983 году, снова возродилось под лозунгами демократического движения. Появились несколько десятков неформальных, постепенно политизировавшихся, слабо организованных организаций (наиболее известной из них стал образованный в мае 1988 года "Демократический союз", который в августе-сентябре 1988 года провёл в Москве два антикоммунистических митинга), первые независимые газеты и журналы.
Каково значение государственной раздробленности в отечественной истории?
Всю феодальную Русь до начала XIII века (до татаро-монгольского нашествия) мы должны представить себе как полтора десятка самостоятельных княжеств. Все они жили самостоятельно, независимой друг от друга жизнью, представляя собой микроскопические государства, мало сцепленные друг с другом и в известной степени свободные от контроля госуд ...
Деятель культуры
Мы, конечно, употребляем эти слова в надежде, что ассоциации, связанные с сочетанием слов «деятели советской культуры», в настоящее время забыты. Разъяснять смысл термина лучше всего на примерах, и пусть первым примером деятеля культуры будет Платон.
Деятель культуры тратит свою жизнь на то, чтобы создавать явления культуры, но для это ...
"Соловецкое сидение"
На сторону старообрядцев встали некоторые из монастырей, в частности одна из самых почитаемых православных обителей - Соловецкий монастырь. Монахи монастыря, в котором в бытность простым иноком не смог ужиться Никон, не приняли церковных реформ в его бытность патриархом. Когда в монастырь были присланы новопечатные книги, их спрятали, н ...