Ускоренное развитие промышленности и финансово-банковской
системыСтраница 3
Структурные сдвиги последней трети XIX – началу XX ст. обусловили изменения в отраслевой структуре машинной индустрии, ее ведущими отраслями стало производство электроэнергии, продукции органической и неорганической химии (соды, добрил, серной кислоты и тому подобное), добывающей, металлургической, машиностроительной, химической, транспортной промышленности. Развивались новые отрасли: сталеварная, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, электротехническая, алюминиевая, строительная и строительных материалов, автомобильная. Осложнилась структура машиностроения. Наиболее динамически развивалось транспортное производство и станкостроение. При условиях массового производства выросло значение стандартизации. Старые отрасли, такие как текстильная, пищевая, судостроительная, расширялись и модернизировались.
Для промышленности были характерны сравнительно высокие темпы ежегодного прироста: 1872–1890 гг. – около 3%, 1890–1913 гг. – от 4 до 5%. Неравномерно развивались отдельные отрасли, из них опережающими темпами тяжелая промышленность. Да, добыча угля с 1870 до 1900 г. выросла в 2,5 раза, за 1890–1913 гг. – в 1,8 раза, добыча нефти – соответственно в 28 и 2,7 раза, выплавление стали
– в 60 и 3 разы, потребление хлопка увеличилось почти в 2 разы. Выросла частица тяжелой промышленности стран.
В процессе индустриализации на протяжении последней трети XIX – началу XX ст. Германия по объему и темпам промышленного производства заняла второе место в мире и первое в ЕвропеИнтенсивно развивалось строительство железных дорог. В 1870–1875 гг. ежегодно вводилось в действие 1500–2000 км. путей. В отраслевой структуре выросло значение тяжелой промышленности. Темпы ее развития за 1870–1913 гг. опередили легкую (800 и 350%). Треть капиталов функционировала в добывающей промышленности. В металлургии, которая уступала лишь американской, выплавления постоянные выросло в 100 раз, чугуну – в 13 раз. Значительная роль принадлежала машиностроению, в частности производству двигателей внутреннего сгорания. Развивались новые отрасли: химическая, электротехническая, производство электроэнергии. Промышленность обеспечивала потребности страны и экспортировала электродвигатели, трансформаторы, турбины, анилиновые краски, соду, удобрения, серную кислоту. Германия оставалась на первом месте по объему военной промышленности.
Продолжала развиваться легкая промышленность. Мощность хлопковых заводов увеличилась на 40%. Однако, в отличие от США, ограниченность собственного сырья та необходимость импорта ее увеличивали стоимость продукции.
Быстрое развитие промышленности изменило состав населения. В 1895 г. численность рабочих составляла 67%.
Развитие немецкой промышленности характеризуют такие данные:
Показатель |
1870 |
1900 |
1913 |
Индекс промышленного производства |
100 |
304 |
471 |
Протяжность железных дорог, тыс. км. |
100 |
- |
3300 (на 1910 р.) |
Добыча каменного угля, мглы т |
26,4 |
109,3 |
190,1 |
Добыча бурого угля, млн т |
7,6 |
40,5 |
87,2 |
Производство чугуна, млн т |
1.4 |
8,5 |
19,3 |
Производство стали, млн т |
0,2 |
6,6 |
18,4 |
Производство серной кислоты, тыс. т |
75 |
950 |
1700 |
Потребление хлопка, млн квінталів |
80,9 |
307,5 |
486,2 |
Мощность электростанций, млн. кВт/год |
- |
0,2 |
2,1 |
Производство калийных солей, млн. т |
- |
3,0 |
12 |
Экономическое развитие Чехословакии
Установление монопольной власти КПЧ в результате февральских событий определило характер последующих коренных преобразований общества. С весны 1948 г. началась реализация второго этапа национализации. В ходе его была ликвидирована экономическая основа существования средней буржуазии. К концу 1948 г. в стране не осталось частных предприя ...
Историография накопления археологического материала по средневековым
кочевникам
Конечно, одних письменных источников современников кочевых народов недостаточно, чтобы показать яркую самобытность кочевых племен Половецкой земли.
В 80-е гг. пошлого века интенсивно накапливается археологический материал по средневековым кочевникам территории Южного Приуралья. Этим работам предшествовали отдельные, большей частью случ ...
Дискуссия о крестьянской общине в предреформенные
годы.
Исследователи крестьянской реформы единогласно отмечали, что основной вопрос, стоящим перед её устроителями, касался будущей судьбы поземельной крестьянской общины[11].
Судьба крестьянской общины при разработке условий отмены крепостного права являлась одной из самых спорных проблем. «В период подготовки реформы и в прессе, и на заседа ...