Структурные сдвиги последней трети XIX – началу XX ст. обусловили изменения в отраслевой структуре машинной индустрии, ее ведущими отраслями стало производство электроэнергии, продукции органической и неорганической химии (соды, добрил, серной кислоты и тому подобное), добывающей, металлургической, машиностроительной, химической, транспортной промышленности. Развивались новые отрасли: сталеварная, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, электротехническая, алюминиевая, строительная и строительных материалов, автомобильная. Осложнилась структура машиностроения. Наиболее динамически развивалось транспортное производство и станкостроение. При условиях массового производства выросло значение стандартизации. Старые отрасли, такие как текстильная, пищевая, судостроительная, расширялись и модернизировались.

Для промышленности были характерны сравнительно высокие темпы ежегодного прироста: 1872–1890 гг. – около 3%, 1890–1913 гг. – от 4 до 5%. Неравномерно развивались отдельные отрасли, из них опережающими темпами тяжелая промышленность. Да, добыча угля с 1870 до 1900 г. выросла в 2,5 раза, за 1890–1913 гг. – в 1,8 раза, добыча нефти – соответственно в 28 и 2,7 раза, выплавление стали

– в 60 и 3 разы, потребление хлопка увеличилось почти в 2 разы. Выросла частица тяжелой промышленности стран.

В процессе индустриализации на протяжении последней трети XIX – началу XX ст. Германия по объему и темпам промышленного производства заняла второе место в мире и первое в ЕвропеИнтенсивно развивалось строительство железных дорог. В 1870–1875 гг. ежегодно вводилось в действие 1500–2000 км. путей. В отраслевой структуре выросло значение тяжелой промышленности. Темпы ее развития за 1870–1913 гг. опередили легкую (800 и 350%). Треть капиталов функционировала в добывающей промышленности. В металлургии, которая уступала лишь американской, выплавления постоянные выросло в 100 раз, чугуну – в 13 раз. Значительная роль принадлежала машиностроению, в частности производству двигателей внутреннего сгорания. Развивались новые отрасли: химическая, электротехническая, производство электроэнергии. Промышленность обеспечивала потребности страны и экспортировала электродвигатели, трансформаторы, турбины, анилиновые краски, соду, удобрения, серную кислоту. Германия оставалась на первом месте по объему военной промышленности.

Продолжала развиваться легкая промышленность. Мощность хлопковых заводов увеличилась на 40%. Однако, в отличие от США, ограниченность собственного сырья та необходимость импорта ее увеличивали стоимость продукции.

Быстрое развитие промышленности изменило состав населения. В 1895 г. численность рабочих составляла 67%.

Развитие немецкой промышленности характеризуют такие данные:

Показатель

1870

1900

1913

Индекс промышленного производства

100

304

471

Протяжность железных дорог, тыс. км.

100

-

3300 (на 1910 р.)

Добыча каменного угля, мглы т

26,4

109,3

190,1

Добыча бурого угля, млн т

7,6

40,5

87,2

Производство чугуна, млн т

1.4

8,5

19,3

Производство стали, млн т

0,2

6,6

18,4

Производство серной кислоты, тыс. т

75

950

1700

Потребление хлопка, млн квінталів

80,9

307,5

486,2

Мощность электростанций, млн. кВт/год

-

0,2

2,1

Производство калийных солей, млн. т

-

3,0

12

Страницы: 1 2 3 4

Экономическое развитие Чехословакии
Установление монопольной власти КПЧ в результате февральских событий определило характер последующих коренных преобразований общества. С весны 1948 г. началась реализация второго этапа национализации. В ходе его была ликвидирована экономическая основа существования средней буржуазии. К концу 1948 г. в стране не осталось частных предприя ...

Историография накопления археологического материала по средневековым кочевникам
Конечно, одних письменных источников современников кочевых народов недостаточно, чтобы показать яркую самобытность кочевых племен Половецкой земли. В 80-е гг. пошлого века интенсивно накапливается археологический материал по средневековым кочевникам территории Южного Приуралья. Этим работам предшествовали отдельные, большей частью случ ...

Дискуссия о крестьянской общине в предреформенные годы.
Исследователи крестьянской реформы единогласно отмечали, что основной вопрос, стоящим перед её устроителями, касался будущей судьбы поземельной крестьянской общины[11]. Судьба крестьянской общины при разработке условий отмены крепостного права являлась одной из самых спорных проблем. «В период подготовки реформы и в прессе, и на заседа ...