Культура и образование на Руси в XIII—XVIII вв.Страница 1
Развитие культуры и образования, так высоко стоявшим в Киевском государстве, в XIII—XV вв. в ряде княжеств Руси несколько затормозилось, вследствие падения политической роли Киева после взятия его татарами, нараставшей феодальной раздробленности русских земель и покорения монголо-татарами многих русских княжеств. Горели города и села. Монастыри, служившие культурными центрами, местом переписки и хранения книг, выполняя в то время роль крепостей, подвергались осаде, пожарам, разрушению. Культурные ценности и книги уничтожались.
Однако даже в этих тяжелых условиях русская культура и образование продолжали развиваться, в особенности в тех княжествах, которые или вовсе не подвергались татарскому нашествию или были разорены сравнительно не очень сильно. Такой прежде всего была обширная и богатая Новгородская земля. Сравнительно мало были разорены Тверское и Владимирское княжества и начавшее постепенно крепнуть и возвышаться Московское княжество.
В этих княжествах татарское иго очень рано вызвало отпор народных масс, отразившийся и в народном творчестве. Народ сложил целый ряд рассказов и повестей о разорении русских земель. Эти произведения призывали к объединению земель для борьбы со страшным врагом.
Особой популярностью пользовалось написанное в начале XIV в. на основе устного творчества замечательное по силе патриотического чувства «Житие Александра Невского», прославлявшее героическую борьбу русского народа со всеми теми, кто хотел посягнуть на Русскую землю.
На устном народном творчестве, на летописях и книгах, содержащих это творчество, воспитывались те люди, которые бились затем за низвержение монголо-татарского ига на Куликовом поле и в других местах страны.
Новгород был экономически сильным и политически самостоятельным торговым городом-государством. В этом северном русском центре торговли и просвещения письменное дело было широко развито. В городе насчитывалось большое количество «книжных писцов». Это были не толь ко представители духовенства, но и светские люди, которых, например, в половине XIV в. новгородский архиепископ нанимал для переписывания книг.
Профессия «книжников» была зарегистрирована в писцовых книгах как одна из многочисленных профессий новгородских ремесленников.Профессиональную подготовку эти «книжники» получали, как правило, в своих семьях. Обучали их отцы — профессиональные писцы; изредка в такую семью «на ученье» допускались за плату и посторонние. Книги, переписанные писцами, находили себе сбыт не только в богатых боярских домах, но и у простого люда, в селах и деревнях Новгородской земли.Это говорит о широком распространении, грамотности. Новгородские и псковские писцы любили делать всяческие приписки от себя к тексту.Эти приписки и свидетельствуют о том, что писцы XIV в. были хорошо знакомы с былинами Киевского цикла, знали «Слово о полку Игореве».Многочисленные бытовые сцены новгородских и псковских памятников живописи говорят о том, что книга была распространена в быту. Многие ремесленники ставили свои подписи на тех предметах, которые они изготовляли в своих мастерских.
Археологические раскопки, предпринятые Академией Наук СССР в г. Новгороде, обнаружили в 1951—1953 гг. большое количество написанных на бересте грамот, писем и других письменных источников, относящихся к XII—XVI вв. Большинство из найденных грамот — это частная переписка рядовых новгородских граждан. Письма процарапаны костяной острой палочкой — «писалом» на бересте. Письма эти с очевидностью свидетельствуют о значительном распространении грамотности не только в городах, но и в селениях Новгородской земли и притом не только среди мужчин, но и среди женщин.
До нашего времени дошли рукописи наиболее древних азбуковников, словарей энциклопедического типа, составленных в Новгороде в XV в. Один из них содержит толкование 350 «неудобьпознаваемых» встречающихся в писаниях слов, взятых с греческого, болгарского и других языков. Эти новгородские словари дают основание полагать, что имелось значительное число читателей, нуждавшихся в подобного рода справочниках при самостоятельном чтении книг.
В XIII—XV вв. при монастырях и некоторых церквах существовали школы грамоты (так, сохранилась даже миниатюра, изображающая, школу в Троице-Сергиевском монастыре).
Но в связи с недостатком школ более частым, очень заметным явлением стало обучение у «мастеров грамоты». Группы обучающихся у одного «мастера грамоты» мальчиков стали более многочисленными, доходя иногда до 8—12 человек, т. е. составляя уже целую школу. Ряд исторических источников подтверждает факт обучения многих будущих церковных деятелей у таких «мастеров грамоты» везде — и под Москвой и у Белого моря.
Последние годы жизни
Следишь за его жизнью, и становится невыразимо жаль Жуковского, из-за какого-то постоянного сиротства и одиночества, охватывавшего его душу. Какой надо было обладать внутренней силой натуры, чтобы вынести все это, выстоять. Поистине он был поэтом божьей милостью. В 1823 году в Дерпте умерла во время родов М.А. Мойер (Маша Протасова), че ...
Штаб Власова
Приступая к созданию так называемого «своего штаба», Власов вместе со Штрик-Штрикфельдтом посетили ряд лагерей военнопленных в ближайших окрестностях Берлина.
Вильфрид Карлович вспоминал: «При наших посещениях лагерей военнопленных мы видели, что настроение было подавленное. Советские генералы в большинстве своем становились просоветск ...
Переориентация внешней политики России
Франко-русский союз.
В 80-90-е годы XIX в. складывается новая расстановка сил на международной арене Берлинский конгресс раскрыл истинную позицию Германии, направленную на ослабление России и поддержку Австро-Венгрии. Конгресс ускорил формирование австро-германского союза в 1879 г., который, в свою очередь, способствовал русско-француз ...