Важнейшие памятники педагогической литературы. Поучение Владимира МономахаСтраница 2
Прямых указаний, чему и как учили в то время в школах и в порядке индивидуального, домашнего обучения, в дошедших до нас источниках нет, но по некоторым косвенным данным можно судить, что детей обучали чтению, письму и церковному пению. Так, в древнерусской былине о буйном молодце Василии Буслаеве говорится, что мать:
«Дала его учить грамоте, грамота ему в наук пошла,
посадила его пером писать — письмо Василию в наук пошло; отдала она петью его учить — петье Василию в наук пошло».
В некоторых же школах крупных городов, а также при княжеских дворах и епископских кафедрах небольшому кругу лиц давалось повышенное образование, стоявшее на уровне схоластической науки того времени; изучались иностранные языки. Об этом, как увидим далее при характеристике уровня культуры Киевского государства, свидетельствует существование в этом государстве ряда высокообразованных князей и представителей высшего духовенства, знавших греческий и латинский языки и изучивших (как, например, изучил у «единого от учитель» в Курске Феодосии Печерекий) грамматику на основе, вероятно, «осмичастного учения» о 8 частях речи, составленного греческим писателем Иоанном Дамаскиным.
Происходивший в середине XVI в. Стоглавый собор отметил в своих постановлениях, что в старину в разных городах «многия училища бывали, грамоте, и писати, и пети и чести (т. е. считать) учили».
В Киевской Руси появились свои философы (Илларион), свои писатели и историки (летописец Нестор и др.). Выработался простой и яркий стиль изложения, окреп русский язык.» Древнейший русский язык в «Русской правде» приобрел богатство изобразительных средств. Это был ясный и четкий язык, выработавший твердый грамматический строй. Язык подлинных болгарских книг или переводов, насыщенных болгаризмами, находил, конечно, известное отражение в русском языке, но не изменял его русской сущности.
Появились признанные поэты, например, при Ярославе Боян, которого называет неизвестный нам автор «Слова о полку Игореве». Гениальным художником слова был и сам автор этого блестящего произведения XII в., разительного по силе патриотического чувства. Язык этого величайшего русского произведения древности своими корнями уходит в устную народную поэзию, откуда автор черпает свои удивительные образы, сравнения, эпитеты.
Многие русские князья любили книгу, некоторые из них обладали высоким образованием. Так, летопись отмечает, что «Ярослав книгам прилежа и почитая е часто в нощи и в дне». Он же организовал перевод многих книг с греческого на русский язык и основал первую библиотеку. Святослав Ярославич Черниговский был образованнейшим человеком своего времени; с его именем связан «Изборник Святослава» — сборник произведений философского, исторического и религиозного содержания. Отец Владимира Мономаха — Всеволод Ярославич знал, как сказано выше, пять языков (не считая родного). Дочь Ярослава Анна, вышедшая замуж за французского короля, читала и писала как на русском, так и на латинском языках, тогда как ее муж был неграмотен. Высокообразованным человеком был и сын Всеволода — Владимир Мономах. Можно указать еще много князей (Романа Смоленского, княжну Евфросинию Полоцкую и др.), многих деятелей церкви (первого митрополита из русских — Иллариона, Кирилла Туровского, игумена Даниила, основателя Киево-Печер-ской Лавры — Феодосия и др.), которых следует назвать высокообразованными людьми своего времени.
Грамотные люди были не только среди социальной верхушки, но и среди зажиточных горожан — купцов и ремесленников.
В монастырях и при крупных соборах (в Киеве и в Новгороде) появились библиотеки; духовные лица и отдельные «книжники» занимались перепиской книг, что считалось важным и богоугодным делом. В монастырях велись летописи, записи исторических событий, пронизанные глубоким патриотическим чувством.
Древняя Русь отличалась своим глубоким почтением к книге. В летописях книги сравниваются с реками, «напояющими вселенную». В распространенном сборнике «Пчела» значение книг для образования определяется так: «Ум без книг, аки птица опешена, якожь она взлетети не может, также и ум не домыслится совершенна разума без книг. Свет дневной слово книжное».
В ряде источников указывается, как человек, овладевший грамотой, должен читать книги. В «Изборнике Святослава» есть специальная глава о «книжном почитании». Каждый приступающий к чтению должен сосредоточиться. «Когда читаешь книги, то не спеши к другой главе, а трижды повторяй прочитанное. Книгу надо почитать, содержанием ее надо руководиться в жизни, ибо как для коня правитель и воздержание есть узда, так и для праведника книга; как не составится корабль без гвоздей, так и праведник без почитания книжного; как пленник думает о своих родителях, так праведник о почитании книжном; красота воину — оружие, а кораблю паруса, так и праведнику почитание книжное». Любовь к книгам следует внушать с раннего детства, «измлада», ибо чтение «двигает» на добрые дела.
Сравним этот высокий уровень культуры Киевского государства с современным ему состоянием культуры и просвещения в Западной Европе.
Предпосылки и причины гражданской войны
После Октябрьской революции сложилась напряжённая социал-политическая ситуация, Приступая к грандиозному преобразованию России, большевики нуждались в спокойствии на внешних границах. 26 октября (8 ноября) был принят Декрет о мире. « Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощенных, измученных ...
Большой кремлевский дворец
Новый императорский дворец был построен по инициативе Николая I в 1838-1850 годах на месте древнего великокняжеского дворца Ивана III и возведенного на его основании в ХVIII веке дворца императрицы Елизаветы Петровны. Проектирование и строительство велись группой архитекторов под общим руководством К.А. Тона.
Дворцовый комплекс, получи ...
Титулы
Обращение (устно или письменно) к лицам, имевшим чины, было строго регламентировано и называлось титулом. Частный титул представлял собой наименование чина или должности (напр., «статский советник», «вице-губернатор»). Общие титулы для чинов и должностей I—II классов были «ваше высокопревосходительство»; III и IV классов — «ваше превосх ...