Булгары и финно-угры чересполосно занимали одни и те же районы, частично ассимилируясь, причем взаимно. Современное чересполосное сосуществование марийцев, мордвы, чувашей, татар уходит корнями то далекое время. Численно булгары преобладали. Это государство шло в рост до тех пор, пока в 13 веке не подверглось разгрому со стороны монголо-татар. После этого название "булгары" в Поволжье стало постепенно исчезать в условиях ассимиляторских процессов. Но не исчез народ, когда-то носивший это имя: потомками волжских булгар являются чуваши и казанские татары. Булгарский элемент заметен и в процессе формирования башкир, марийцев, удмуртов.

В 11 веке из степей Прииртышья и Восточного Казахстана через Поволжье к южной границе Руси подошли половцы (куманы), заняв берега Среднего и Южного Донца, где имелись удобные пастбища для кочевого скотоводства. Весь 11 век половцы осваивали степь, захватывая новые земли и переходя с места на место, узнавая наиболее удобные стойбища, рыбные и охотничьи промыслы, водные и сухопутные пути торговых караванов, от которых получали немалые пошлины. Половцы сразу же вошли в соприкосновение со славянским миром. Свое название они получили от русских, которые называли их так за светлые волосы и голубые глаза (от слова "полова" - солома). Обычаи половцев выглядели в глазах русичей весьма своеобразными. В пищу половцы употребляли "хомяки и сусолы" - по выражению русского летописца, пораженного этим фактом. У половцев существовал выраженный культ рода. Умершим родичам на могилы они ставили стеллобразные каменные скульптуры. Постепенно половецкие мастера достигали необычного искусства, изготовляя известняковые и мраморные скульптуры, максимально приближенные к оригиналу.

Десятки тысяч статуй стояли на курганах и майданах, на перекрестках дорог и берегах рек. Вплоть до 17 века они были необходимой частью и украшением степного пейзажа (с тех пор многие скульптуры были уничтожены, несколько тысяч попало в музеи). К середине 12 века ареал половецких кочевий простирался от Днепра до Волги. «Половцы представляли собой к тому времени военно-политическую силу, с которой считались и Русь и Византия. Русским приходилось много воевать с ними. В начале 12 века сокрушительное поражение им нанес Владимир Мономах. Разоренные половцы отступили за Волгу и Урал, часть их ушла в Закавказье, где поступила на военную службу к грузинскому царю Давиду Строителю, еще одна часть откочевала в Приднепровье.»[4] Два половецких хана - Боняк и Тукорган - объединили приднепровские ор-ды, продолжая набеги на Русь, грабя их окраины. Эти ханы вошли в русс-кий фольклор как заклятые враги, получив в сказаниях и былинах именаБоняки Шелудивого и Тугарина Змеевича.

Русско-половецкие контакты были постоянными и разнообразными. Летопись пестрит описаниями взаимных набегов, битв, миров, совместных походов, брачных союзов. Половцы находились под сильным влиянием русской культуры, нередко носили и христианские имена. Со вступлением Руси в полосу раздробленности половцы активно вмешиваются в княжеские усобицы. Стремясь освободиться от назойливого внимания степняков новгородско-северский князь Игорь Святославович - герой "Слова о полку Игореве"- в 1185 и 1191 годах организовал антиполовецкие походы, которые кончились крупной неудачей. Первыми в Европе, испытавшими силу удара монголо-татар, были донские половцы, возглавляемые Юрием Кончаковичем. В битве на Калке в 1223году они потерпели разгромное поражение.

Страницы: 1 2 3

Новый этап интервенции и гражданской войны
В ноябре 1918 г., после окончания мировой империалистической войны, начался новый этап антисоветской интервенции и гражданской войны. Страны Антанты, высвободив свои армии на Западе, развернули в больших масштабах интервенцию в Советскую Россию. Они рассчитывали задушить Советскую власть главным образом своими собственными силами. В ноя ...

Белый Дон и Учредительное собрание.
На Дону сформировался один из первых очагов сопротивления советской власти. Еще после «корниловского мятежа» 2 сентября 1917 года. Л. Г. Корнилов был арестован и препровожден под конвоем в Быховскую тюрьму, где он и его ближайшие соратники, содержались вплоть до Октябрьского переворота[254]. В течение сентября - октября офицеры, закл ...

Самосожжения
Церковный раскол породил смятения в умах. Многие сторонники старых обрядов видели в никоновские преобразования преддверие конца света. Эсхатологические настроения, то есть ожидание кончины мира получили широкое распространение. Верующие ждали пришествие Антихриста, а некоторые шептались, что он уже явился меж людей и творит злодейства. ...