Кровная месть в ОсетииСтраница 3
Символом единства семьи был очаг. Религиозное почитание очага и надочажной цепи было тесно связано с культом предков. Поэтому сильнейшим оскорблением, неминуемо влекшим за собой кровную месть, было оскорбление очага и надочажной цепи. Однако месть возникала часто и из-за оскорбления чести дома или отдельных его членов. Месть совершалась нередко и в связи с похищением женщин, прелюбодеянием, нарушением обычая левирата. Всякое посягательство на женщину рассматривалось как обида, нанесенная не только ей, но и всему роду. Поводом для мести служило и оскорбление гостя и т. д.
Причиной длительного сохранения обычая кровной мести являлись и религиозные верования, в частности культ предков. По религиозным понятиям, убитый требовал от родственников не только пищи и одежды, якобы необходимых ему на том свете, но и мести за кровь. Убитый не мог попасть в рай, прежде чем его кровь не будет отомщена кровью. В древности убийцу, если он попадал в руки мстителей, убивали на могиле его жертвы, дабы напоить ее кровью. В последующее время убийство виновного на могиле было заменено посвящением убийцы убитому и символическим пролитием крови убийцы посредством надреза его уха на могиле убитого. Этот обычай назывался фалдисын - посвящение мертвому. Акт этот считался позорным не только для самого посвященного, но и для всей его фамилии.
В феодальном обществе древний институт кровной мести использовался господствующими классами как один из способов закрепления и феодальной эксплуатации крестьян. Спасаясь от кровников, семья и родственники убийцы нередко бросали свои дома и земли и переселялись на земли феодала, у которого вынуждены были искать поддержки. Уплатив кровный выкуп, крестьяне разорялись и оказывались во власти своего «покровителя», т. е. попадали в крепостную зависимость.
В XIX в. у осетин кровная месть стала заменяться выкупом. Основной единицей при уплате выкупа был скот, в частности корова, а также земельные участки (бонцау или бонтанд). В пореформенный период, в связи с развитием товарно-денежных отношений, кровный выкуп стали выплачивать деньгами, причем он был различным для разных классов. «Цена крови» феодала и старшин во много раз превышала «цену крови» членов зависимых сословий.
Иркутские благотворители
В Иркутске замечательная буржуазия. Трапезниковы, Сибиряковы, Баснины, Пономаревы, Белоголовые. Они не признают грошей: дают сотнями тысяч. Связь с городом чувствуется живо. Пономарев составляет завещание: «Употребить все мое состояние (свыше миллиона рублей) единственно на пользу человечества, науки, искусства и не оставлять в полную с ...
Аграрно-крестьянский вопрос
Для политики самодержавия в аграрно-крестьянском вопросе в 80-90-х годах было характерно сочетание реакционных мер с некоторыми уступками крестьянству.
28 декабря 1881 г. были изданы указы о понижении выкупных платежей и об обязательном переводе на выкуп находившихся на временно обязанном положении крестьян. Согласно первому указу выку ...
Общие тенденции развития буржуазной медиевистики во 2 пол.19 века
В каждой из европейских стран эта отрасль истории науки, как и вся она в целом, имела свою национальную специфику. Тем не менее её развитие в масштабах всего континента обнаруживает ряд общих черт и тенденций, обусловленных единством общественно-политических процессов.
В идейно-политическом отношении для всей буржуазной историографии 2 ...