Поток беглого люда на Терек особенно усилился после 1576 г., когда Мурашкин разгромил на Дону многие поселения вольных казаков, часть из которых он казнил, а часть отправил на каторгу. Напуганные такими решительными мерами правительств, волжские казаки решили, не дожидаясь участи донских казаков, покинуть Волгу; одна часть с атаманом Нечаем перебралась на Яик и положило начало Липкому казачеству, другая - с атаманом Ермаком ушла служить купцам Строгановым, покорившая затем Сибирское ханство; а третья часть - с атаманом Шадрой ушла на Терек и «укрепилась на реке Сулак в заброшенном городке, назвав его Андреевским».

Впервые о существовании этого городка сообщал В.Н. Татищев, который называет его «Андреевым: запустелый каменный город на Судаке, поперек не более 150 сажен, стены толстые и высокие из великих камней тесаных состроен и одни ворота имеют, а название ему дано по имени Андрея Шадры». И. Гербер сообщал, что деревня Андрей начата была строена из давних лет от беглых российских людей и казаков, которые здесь воровством питались».

В непролазной глуши низового течения Терека, недосягаемой ни для какой погони, нашли казаки для себя «превосходные зимние стоянки, с обильными угодьями для рыболовного и охотничьего промыслов. Немного по другому выглядит история появления Трехстенного Городка у С. Писарева." По его версии в 1579 г. три атамана волжских казаков, скрываясь от царского гнева, после совещания в Низовьях Волги разделились: старший, Ермак Тимофеевич, потянулся ил север, остальные выплыли в Каспийское море и направились: одни (меньшинство) к Яику, большинство к Тереку. Здесь казаки сошлись с подобными им кабардинскими и кумыкскими схолиями и при впадении одного из рукавов Терека в море поставили крепкий Трехстенный городок. Дли нас важно, что при наличии разногласий в истории появления Трехстенного городка, в обеих версиях говорится о том, что он с самого своего зарождения был интернационален. «Никто не спрашивал, какого он рода и племени, откуда появился, какую исповедует веру, и православные христиане уживались рядом с христианами католиками, с магометанами и даже с идолопоклонниками». И еще одна особенность Трехстенного городка, которая в конечном итоге привела его к упадку, а его жителей - вольных казаков - на службу русскому царю. Дело в том, что городок этот был только «опорным и сборным пунктом терских казаков, а жили они разбросанными юртами по разметам терского устья и держались ватагами по ближайшим островам для производства рыболовного промысла».

В 1588 году по просьбе владетелей Северо-Восточного Кавказа и Закавказья был снова поставлен город на Тереке - на этот раз у устья Терека, на одном из его протоков - Тюменке (Старый Терек). Ф.А. Котов, посетивший в 1623 голу Терки, сообщал: «А на Тереке Юрод деревянный, не велик, только хорош, стоит на низменном месте, нал рекою Тюменкою .от моря верст пять и тою же Тюменкою въезд в море: и около все камыш .».

В XVII в. Терки становятся важным центром политических и экономических связей России с народами Северо-Восточного Кавказа. В Терках, сообщает Е.Н. Кушева, находились «не только военно-служилое население, - там жили временно или постоянно русские торговые люди, работные люди, обслуживающие приходившие с моря бусы и стружки и рыбные промыслы».

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Каково значение государственной раздробленности в отечественной истории?
Всю феодальную Русь до начала XIII века (до татаро-монгольского нашествия) мы должны представить себе как полтора десятка самостоятельных княжеств. Все они жили самостоятельно, независимой друг от друга жизнью, представляя собой микроскопические государства, мало сцепленные друг с другом и в известной степени свободные от контроля госуд ...

Кровная месть у народов Кавказа
Наиболее яркой нормой обычного права на Северном Кавказе в прошлые века являлась повсеместно распространенная кровная месть. Поводом для кровной мести были убийство, ранение, похищение девушки, захват земли, оскорбление гостя, чести, домашнего очага, почитавшегося у горцев, и т.д. Будучи обычаем родового строя, кровная месть сохранилась ...

Биография П.Сагайдачного. Ранний период жизни П.Сагайдачного
История жизни и политической деятельности Петра Кононовича Сагайдачного (Конашевича-Сагайдачного) во многом созвучна истории Украины первой четверти XVII в.— времени сложного, проти­воречивого, все еще малоисследованного. Это период жесточайшего социального и национально-религиозного угнетения украинского наро­да, стремительного нараста ...